Развитие ребенка в полтора года и десятый скачок роста

49
28 Сентября 2018

Ребенок в 1,5 года уже научился ходить, сидеть, немного говорить - развитие идет полным ходом! На 75-й неделе его ожидает еще один важный скачок роста. О нем сегодня и поговорим более подробно, а так же узнаем в какие игры можно играть с ребенком, чтобы помочь ему развиваться интеллектуально и физически.

75-я неделя: новый мир - новые системы!

Не так давно, после предыдущего скачка развития, ребенок открыл для себя сложный мир принципов. Однако применять их ему пока еще сложно - они не отличались гибкостью и подвижностью, как у взрослых, и с трудом "адаптируются" в соответствии со стремительно изменяющимися обстоятельствами. На 75-й неделе, возможно чуть раньше или чуть позже, малыш вдруг осознает, что принципы существует не отдельно друг от друга, они образуют сложные системы. Новый мир он будет осваивать еще не один год, однако первый шаг в него предстоит сделать именно в этом возрасте.

Начнется знакомство, конечно же, с себя самого. Ведь организм - это тоже система, с которой ребенку предстоит установить "контакт" в первую очередь. После этого он непременно осознает, что является челном семьи, состоящей из него самого, мамы и папы, поймет, что его семья отличается от той, которая есть у приятелей во дворе. Конечно, взрослым это кажется понятным по умолчанию, а вот малыш "открывает" простейшие системы впервые.

В то же время начинают формироваться первые моральные принципы: совесть, нормы поведения и даже ценности. Кроме того, ребенок понимает, что все его поступки приводят к определенным последствиям, появляется чувство ответственности, очерчивается система собственного я. Кстати, только на этом этапе у малыша появляется четкая грань между понятиями я и ты. Пережив скачок 75-й недели, ребенок начинает понимать, что помимо его предпочтений есть еще и желания окружающих. Это первый шаг на пути к успешной социализации - и родители непременно должны способствовать тому, чтобы он был успешным.

Новый мир на первых порах кажется непонятным и враждебным. Как и во время предыдущих скачков развития, надежной и безоблачной кажется лишь одна гавань - это мама. Ребенок вновь стремится быть рядом, для того чтобы подзарядиться уверенностью и сделать первый шаги во взрослую жизнь.

Признаки скачка роста и развития ребенка в 1,5 года

И вновь, как и во время предыдущих скачков, безоблачное бытие сменяется нежданным штормом. Если вы замечаете хотя бы один из перечисленных ниже признаков, то нужно готовиться к тому, что совсем скоро ребенок станет умнее, смышленее и сообразительнее, перейдя на совершенно новый жизненный уровень:

  • капризы, постоянное нытье без повода;
  • резкие перепады настроения: от безграничной тоски до безудержного веселья;
  • отказ играть самостоятельно, потребность в том чтобы рядом был кто-то развлекающий и разделяющий игру;
  • стремление постоянно быть рядом с мамой, хождение "хвостом";
  • проявление милоты и ласковости или, наоборот, шкодливости;
  • проявление чувства ревности;
  • скандалы и истерики;
  • проявление осторожности по отношению к посторонним людям;
  • выражение протеста против прерывания телесного контакта;
  • проблемы со сном, ночные кошмары;
  • отказ от еды;
  • мечтательность и задумчивость;
  • проявление любви к мягким игрушкам.

Что из мира систем доступно ребенку на данном этапе

После скачка 75-й недели ребенку доступны далеко не все системы. Он медленно, но верно начинает открывать для себя лишь некоторые из них, формировать свои предпочтения и взгляды.

  1. Совесть и границы дозволенного. В этом возрасте ребенок словно пробует - что ему можно, а что нельзя. Он сам для себя формирует жизненные правила.

  2. Я - это я. Пережив очередной скачок, малыш учится контролировать свое тело, начинает проявлять волевые качества, учится не только принимать решения, но и нести за них ответственность. Кроме того, он осознает понятие "собственности" и разделяет границы между своим и чужим.

  3. Далеко - это не навсегда! Не так давно человека, пропавшего из поля зрения, ребенок считал ушедшим навсегда. Теперь он понимает, что это не так. Одновременно приходит осознание того, что пропавшего искать не только за тем углом, куда он завернул, но и в других доступных местах.

  4. Ты да я. Именно в возрасте 1,5 лет ребенок осознает, что между ним и другими людьми есть определенные различия. Ему становятся интересны игрушки-человечки, совершающие действия.

  5. Другие живые существа. Малыш изучает их тщательно наблюдая и делая выводы.

  6. Семья. Еще одна истина, которая открывается ребенку - что его семья это единое целое, и она может отличаться от той, которая есть у друзей, у родственников, у соседей.

  7. Дом. Ребенок начинает понимать, где находится его дом. Он мысленно создает карту окружающего пространства и отмечает на ней "родную" точку. Это - одна из самых сложных систем, которую предстоит открыть в этом возрасте.

  8. Порядок должен быть во всем! Этот момент - один из самых приятных для родителей. Стремление все уложить на свои места и систематизировать вновь "повторится" не скоро.

  9. Великая сила искусства. Пережив скачок 75-й недели, ребенок начинает по-настоящему "творить" - не просто держать в руке карандаш, но и рисовать машины, дома, а также другие предметы.

  10. Речь. Система приходит и в эту сферу жизни ребенка. Он начинает связывать слова в предложения, а, соответственно, четко выражать мысли.

  11. Время. В этом возрасте малыш начинает понимать, что такое прошлое, а что такое будущее, и что между ними есть определенные различия. 


Игры и игрушки, способствующие развитию ребенка в 1,5 года

В новом мире систем ребенка нужно стимулировать к развитию. Для этого как нельзя лучше подходят следующие игры:

  • совместное веселье и дурачество, щекотка и неудержимое буйство;
  • кто это, что это - игры на узнавание предметов, животных, игрушек и так далее;
  • рисование;
  • физические упражнение - выполнение стоек на голове, переворотов, прыжков и элементов на равновесие, в том числе и на высоте,
  • развлечения с мыльными пузырями;
  • игры с папой, а также другими детьми, уличные развлечения;
  • мяч, догоняшки и другие активные игры, в том числе и коллективные;
  • прятки;
  • чтение.

Кроме того, арсенал игрушек должен быть пополнен:

  • пластилином, глиной и тестом для лепки;
  • машинками и гаражом для них, а также "сложными системами": гаражом, аэропортом и так далее;
  • пазлами, в том числе и довольно сложными, из 15-20 кусочков;
  • матрешками, баночками, бутылочками и другими предметами, которые можно собирать;
  • столом и стулом;
  • велосипедом, самокатом, а также машинкой, на которой можно кататься "верхом";
  • наклейками;
  • песочницей и горкой (возможно на улице и детской площадке);
  • качалками;
  • цветными карандашами;
  • мягкими игрушками, куклами и машинками.
По книге Хетти Вандерейт и Франс Плой "Капризничает? Значит, развивается!"

  • Комментарии
  • Вконтакте
Загрузка комментариев...