Как воспитать уверенного в себе ребенка

258
1 Февраля 2019

Воспитать ребенка уверенным в себе - это большая задача, которую современные родители считают крайне важной. Потому что в их простом понимании уверенность приводит к успеху, а успех- к счастью. Но, так как уверенность – вещь условная, то точных инструкций и гарантий, что ребенок ее почувствует, никто не даст. А значит, родителям приходится действовать в какой-то степени интуитивно, опираясь на свой опыт и знания. Как родителям кажется правильным развивать уверенность ребенка в себе, так они и воспитывают. Но насколько верный этот путь?

Уверенность в себе - это свойство личности, при котором человек оценивает себя и свои способности хорошо. И благодаря этому может достигать целей и удовлетворять свои потребности.


С ребенком нельзя просто так рационально об этом поговорить, объяснить на словах. Недостаточно будет сказать: «Надо быть уверенным в себе, это важно!», привести примеры и мотивировать. Ребенок должен почувствовать уверенность внутри, а чтобы это случилось, родителям нужно создать определенные условия, набраться терпения и ждать.

Ожидание, что уверенность обязательно появится в ребенке - это самое сложное из всего, через что предстоит пройти родителям. Потому что:

  • никто точно не знает, случится ли это вообще,
  • появление уверенности откладывается на неопределенное время,
  • не понятно, как удержать себя и не использовать давление на ребенка, поторапливая результат?
Но природа умна и она придумала наделять людей потенциалом. Так вот, в наших детях уже есть потенциал(способность) быть уверенными в себе, преодолевать препятствия, находить решение проблемам. Это заложено в них от рождения. Нужно только этому потенциалу помочь проявится.

Если родители хотят максимально приблизиться к пониманию, что именно приводит ребенка к уверенности в себе, им нужно обратить внимание на эти 3 пункта. По ним можно ориентироваться, как по карте и сравнивать свой маршрут воспитания.

Уверенность через привязанность

Уверенность ребенка в самом начале формируется через уверенность в тех, кто о нем заботится. Начинается с ощущения себя в полной безопасности, чтобы начать осваивать мир и понять, на что ты способен. Именно это ощущение может подарить ребенку надежная привязанность к родителям. Или к какому-то взрослому, который постоянно заботится о нем.

Вот что влияет на ощущение ребенком себя в безопасности:

  • Удовлетворяются все его физиологические потребности;

  • Удовлетворяется потребность в привязанности (Мама, ты где, ты нужна мне прямо сейчас?!).

  • Удовлетворяется его потребность в исследовании окружающего мира (Пустите меня, хочу познавать новое!)

  • Удовлетворяется потребность в эмоциональном, чувственном восприятии мира (Дайте мне, я хочу попробовать, увидеть, потрогать, услышать).

  • Удовлетворяется потребность переживать собственный уникальный опыт. Дается шанс увидеть, что ребенок способен что-то изменить (Я на многое способен!)

  • Удовлетворяется потребность и дается возможность избегать неприятностей, опираясь за поддержку. (Помогите мне справиться с бедой!)

Самое главное то, в какой мере эти потребности могут быть удовлетворены для ребенка в семье. Насколько родители осознают их важность и находят ресурсы для их воплощения.

Логика развития уверенности через привязанность такая:

  • Родители обеспечивают ребенку теплые отношения, свои мягкие сердца, опору, чувство защищенности.

  • Ребенок, уверяется, что он в любой момент сможет получить поддержку в виде теплых объятий и успокаивающих слов родителей, что бы ни случилось.

  • Он рискует пробовать новое, исследовать мир, дерзать, экспериментировать.

  • Ребенок накапливает позитивный и негативный собственный опыт, параллельно через обратную связь от родителей определяет себя, как «смог, справился» и «не смог, не справился».

  • Теперь он смотрит на себя глазами родителей, что определяет силу его уверенности в себе.

Чем больше у ребенка позитивного опыта или опыта, оцененного родителями хорошо, тем крепче его уверенность в своих способностях, вера в себя.

Часто бывает, что физиологические потребности ребенка удовлетворяются великолепно, но из-за чрезмерных страхов родителей, они перекрывают ребенку возможность смело исследовать мир, пробовать новое.

Это одна из самых больших проблем в теме развития уверенности в детях. Что, если родители переоценят возможности ребенка и он навредит себе? И что, если родители слишком зажмут ребенка из-за собственных опасений и не дадут ему прочувствовать свое мужество покорять мир?

Решение лежит в том, чтобы родитель смог напитать ребенка близостью с собой так, чтобы потом смочь отправить, отлепить его от себя. Сила привязанности в том, чтобы отпустить и сказать: «Я тебя отпускаю. Я в тебя верю. Ты справишься».

Да, очень страшно отпускать, позволять больше, ослабить контроль, но нельзя этот страх показывать ребенку (работать со своими страхами!), чтобы не подорвать его уверенность в себе.

Метафорой уверенности в себе через привязанность может быть представление, что ребенок находится возле мамы, которая тепло обнимает его. И в то же самое время, не перекрывает ребенку взгляд в небо, чтобы он смог отрастить свои собственные крылья и взлететь. И оттуда, с высоты своего полета сказать маме: «Мама, спасибо тебе, мне летать не страшно!»

Уверенность через самоценность

Еще одна важная составляющая, которая влияет на уверенность – это ощущение собственной ценности. Родителям предстоит подарить ребенку понимание, что в нем ценно все. И научить его это рассмотреть.

Ощущение ценности – это высшее благо. Логика такая: сначала родители показывают ценность ребенка для них. А потом ребенок, впитав это понимание, будет ощущать свою собственную ценность.

Как по- простому показать ребенку его ценность?

  • С самого начала неустанно говорите ребенку, что вам повезло с ним. Какой он классный. Какой умничка. Как много для вас значит. Что бы вы без него делали. Что вы не можете представить, кто мог бы вам его заменить. Что любовь к нему не закончится никогда, что бы ни случилось. Замечайте ребенка.

  • Ориентируйте ребенка в начале на себя, родителей, а не на сверстников и чужое мнение. Чтобы никто посторонний не смог поколебать уверенность ребенка, так тщательно вами взращиваемую. Говорите ребенку так: «Что бы тебе ни говорили чужие люди, всегда помни, что тебе говорят мама с папой. А мама с папой тебе считают, что ты умный, красивый, восхитительный ребенок, наша радость, наша честь, наша гордость». Чуть позже, на основе ваших слов ребенка будет так думать о себе и никто у него это мнение не отберет.

  • Настраивайте ребенка на понимание важности его собственной жизни. Ведь для того, чтобы он появился на свет, много всего произошло, очень много случилось совпадений. Рассказывайте историю его появления как невероятно интересную сказку. Много чего могло не случится, но- о, чудо- случилось! Мама с папой встретились, соединились, ты родился, именно мальчиком, а не девочкой (или наоборот), тебе выбрали именно такое имя, хотя могли и другое, и т.д. Покажите на том примере, как благополучно для него складываются обстоятельства.

Ощущение собственной ценности- это гордость за свою жизнь. И тогда хочется что-то делать, пробовать, достигать, решать, добиваться, доводить до результата. Это энергия дерзновения, которая рождается у детей из изобилия в отношениях с родителями. Когда внимания, любви, ласки, понимания, принятия, заботы родителей о ребенке достаточно, чтобы о них не беспокоиться.

Уверенность через игру

Уверенность ребенка в себе - это знание им себя. И оно приходит к ребенку в том числе и через игру. Но речь идет не про стандартные игры с друзьями или родителями.

Речь об игре, в которой ребенок нащупывает, узнает, открывает себя, как личность. В такие игры ребенок всегда играет в одиночку. Не потому, что не с кем играть, а потому, что ему никто и не нужен. Замечайте эти моменты, когда ребенок играет сам.

Игра- это не работа и не результат труда. В такой одиночной игре почти нет никаких ожиданий и жестких рамок и заранее известного финала, когда ребенок боится проиграть. А значит, в ней все может быть, все может случиться. Слабый может быть сильным, маленький- большим, плакса- мужественным воином. Все понарошку, кроме эмоций, которые эти роли вызывают. Эмоции правдивые, они заставляют мозг ребенка поверить в происходящее, свои умения, мужество, смелость, достижение результата и присвоить это хороший опыт себе.

Вот игровые площадки, где ребенок может узнать себя лучше, понять себя, услышать свой внутренний голос.

  • Юмор
  • Рисование
  • Танец
  • Театр
  • Музыка
  • Пение
Например, когда ребенок весь день напевает себе под нос песенку- это он играет мелодией. Ведь каждый раз он поет ее по- разному. Замечали? Или рисует воина в тишине, поддавшись импульсу- это он играет с образами и представляет себя смелым. Или танцует перед зеркалом- это тоже игра с телом, когда ребенок считает себя красивым.

Хорошо, что эти игры нельзя положить на полку. Они возникают по задумке природы, когда у ребенка есть свободное время, пространство и свобода не беспокоиться о близких отношениях с родителями. Максимально поощряйте ребенка, когда он играет в подобные игры. Наблюдайте и радуйтесь, что ребенок узнает себя таким способом, чтобы стать уверенным- я себя знаю!


Когда ребенок только кажется уверенным в себе

Есть дети, которые кажутся уверенными в себе, но такими не являются. Эти дети скованы сильным панцирем психологической защиты от уязвимых чувств. Кажется, что они знают, чего хотят. Очень вежливы, сдержаны, уважительны, все понимают. Умеют постоять за себя, непривычно рассуждают как взрослые. Вас не покидает ощущение, что эти дети слишком взрослые для их возраста.

Но одного лишь проницательного взгляда хватит, чтобы понять- эти дети настолько глубоко спрятали свои нежные, уязвимые чувства от мира…Они всеми силами избегают, чтобы кто-то увидел их слезы, смущение, стыд, радостное волнение, заинтересованность или трогательную заботу. Уверенность в себе для них как синоним выживания. Обратная сторона – они никому не доверяют, не открывают сердце, не делятся наболевшим. Им сложно быть просто детьми, со своими мыслями, импульсами, кривляньями, естественностью, растерянными чувствами, доверять заботу о себе любимым взрослым. Вместо этого такие мнимые уверенные дети постоянно сканируют пространство и всегда находятся в состоянии внутренней тревожности и боевой готовности.

На них очень сложно влиять, не потому, что нужно подбирать подход. А потому, что для таких детей они сами- самый главный авторитет. Часто такие дети становятся во главе компании, возглавляют травлю в школе, являются лидерами, подчиняя себе остальных.

Истинная уверенность в себе не имеет ничего общего с уверенностью, завязанной на защитах уязвимых чувств.

Важные моменты, которые нужно учитывать в воспитании уверенного ребенка

Проводить через процесс принятия того, что нельзя изменить, через адаптацию.

Один из самых важных моментов в воспитании, влияющий на уверенность в себе- это умение ребенка проходить через тщетность получить желаемое. Родителям нужно всячески помогать детям на этом пути.

Потому что каждый раз, когда ребенок сталкивается с преградой: папа не дал планшет, мама не разрешила еще погулять, бабушка настояла сварить манку вместо овсянки- мозг ребенка тренируется принимать «удары судьбы». Очень важно сталкивать мозг ребенка с пониманием, что небо не упало на голову, я прошел через боль и страдание, что не дали конфету и… выжил! Так тренируется жизнестойкость и такого ребенка жизнь не сметет. Он сможет, опираясь на предыдущий опыт своих неудач, собрать себя заново, опереться на свои силы и идти дальше жить.       

Взращивать чувство собственного достоинства ребенка.

Начинать нужно с того, чтобы минимизировать наказания в жизни ребенка. Учиться влиять на него без физической силы. Потому что наказания лишают чувство собственного достоинства, возможности проявится и окрепнуть. Чтобы глубже понять, почему это так важно, найдите ответ на вопрос: «Вы когда- нибудь встречали уверенного человека, в котором не чувствуется достоинства?»

Учите ребенка признавать ошибки. Делать выводы. Действовать иначе.

В этом случае пользуйтесь правилом «Ошибки делать не страшно. Страшно не признавать своих ошибок». Можно играть с ребенком в игру «Кто больше ошибок наделает в слове».

Разговаривайте с ребенком, объясняйте ему простую формулу «Сделал ошибку- сделал вывод- сделал иначе». И проводите ребенка через эту формулу на любой ошибке. Учите ребенка опираться на себя, исправляя, делая по- другому. Это важная тренировка поможет детям в будущем не застревать на каждом этапе, но знать, что ошибки исправляются и это делать не страшно и не стыдно.

Главная задача родителей в воспитании уверенного в себе ребенка- это поселить внутрь него одну простую мысль, которую никто никогда у него не отнимет: «У меня есть я. И я справлюсь!»

Автор статьи, Елена Садовниченко, психолог, мама двоих детей.


  • Комментарии
  • Вконтакте
Загрузка комментариев...