Развитие речи в год

944
19 июля 2016

Развитие речи детей раннего возраста связано со здоровьем малыша, его социальным окружением, эмоциональным благополучием и речевой средой. Как развивать речь детей в год (советы маме). Нормы развития речи по месяцам от 0 до года. Развитие речи в год. Какой должна быть речь годовалого ребенка.

Речь формируется постепенно с развитием ребенка и не является врожденной способностью. Примерно в год ребенок начинает понимать, что с помощью звуков возможно обозначать предметы и что-либо сообщать другим людям. Своевременное развитие речи способно перестроить всю психику ребенка, позволяя ему более осознанно воспринимать явления окружающего его мира.

Речевая среда

Речевое поведение не появляется внезапно, его необходимо формировать с самого раннего возраста и родители способны сделать очень многое. Что же такое речевая среда? Говоря простым языком это  речевые потоки, которые окружают ребенка.

  • Постарайтесь как можно больше разговаривать с малышом: комментируйте свои действия, рассказывайте все, что вы делаете.

  • Ваша речь, направленная к ребенку, должна служить образцом,  быть правильной. Четко выговаривайте слова и фразы, чтобы ребенок воспринимал отдельные слова на слух. Не копируйте произношение ребенка и не сюсюкайте.

  • Чтобы малыш мог сконцентриро­вать внимание на звуках, делайте паузы между словами. Старайтесь чётко произносите не­знакомые и длинные слова.

  • Для детей раннего возраста заменяйте сложные слова простыми (собачка- «ав-ав», машинка – «бип-бип», кукла – «ля-ля»), не путать с сюсюканьем!

  • Говорите простыми фразами и предложениями, доступными для восприятия и понимания ребенка.

Как развивать речь детей раннего возраста (советы маме):

  • Обращайте ваше внимание не только на свои слова, но и на позу, голос, мимику и жесты.

  • Не оставайтесь равнодушными к плачу ребенка. В первые месяцы ребенок только так может выразить свои чувства и потребности (дискомфорт, холод, голод). Это еще и попытка общения.

  • Каждый раз, когда вы берете ребенка на руки, меняете подгузник, пеленаете или купаете его, грамотно, четко и медленно описывайте все ваши действия. Важно, чтобы малыш видел движение ваших губ. Звуки «а, о, и, е» произносите особенно тщательно.

  • Младенец воспринимает слово, улыбку, жест, обращенные к нему лично. В таком случае общение становится значимым для ребенка и побуждает его к ответной реакции (улыбка, гуление, комплекс оживления, смех). Звуки телевизора и радио такого воздействия не оказывают и скорее создают лишний шум.

  • Не разговаривайте с ребенком «сверху вниз», старайтесь опуститься с ним на один уровень. Именно разговоре и игре на одном уровне можно добиться речевого сопровождения.

  • На прогулке и дома покажите малышу различные объекты и предметы, называйте имена людей, к которым он проявляет интерес. Рассказывайте все, что видите. Интонацией выделяйте новые слова.

  • Как только ребенок освоил навыки хождения, научите его танцевать. Ритмичные движения и музыка благотворно влияют на развитие слуха, а значит, и речи.

  • Пойте вместе с малышом простые песенки, отстукивайте их ритм.

  • Читайте ребенку интересные, красочные книги, помогайте каждый день узнавать что-то новое. Разглядывая картинки, учите кроху показывать знакомые объекты, которые вы называет. Говорите то, что ребенок уже понимает, но сам еще не может сказать.

  • Очень полезны стихи, потешки, песни, скороговорки, загадки, которые детки сначала слушают, а потом разучивают; игры с движениями и пальчиковые игры.

Помните, что каждый ребенок индивидуален. Но все же, если ребенок молчит или к 16 месяцам совершенно не реагирует на ваши просьбы - прокон­сультируйтесь по этому поводу со специалистом.

Нормы развития речи по месяцам от 0 до года

 Месяц
 Особенность
месяц 
    Новорожденный реагирует на сильный раздражитель и на резкий шум, может отличать голос мамы от голосов других близких родственников. Крик приобретает определенный эмоциональный оттенок и становится показателем развития речи. У здорового ребёнка он чистый, громкий, с коротким вдохом и протяжённым выдохом. К концу месяца малыш начинает издавать разнообразные звуки.
2 месяц
     Эмоциональный отклик  ребёнка становятся более определёнными. В тот момент, когда мама обращается к нему, он отвечает ей звуками типа: «аай», «гуу», «ляя»,  «хее» - это и есть гуление. Сначала произносит гласные звуки, затем добавляются гортанные. Продолжительность гуления и характер зависят от реакции мамы. При положительной реакции эмоциональный характер гуления усиливается. Появляется улыбка во время общении.
3 месяц
     Ребёнок реагирует на интонацию голоса и оживлённо общается со взрослымии. Может смотреть туда, откуда доносится звук. Положительные эмоции у него вызывают музыкальные звуки.
4 месяц
     Гуление становится более продолжительным. Малыш способен ярко выражать свои эмоции, громко хохотать и отвечать улыбкой на улыбку мамы.
5 месяц
     Гуление приобретает певучий характер. Начинают появляться гортанные звуки. Ребёнок за­тихает  и прислушивается, услышав неожиданный звук. Узнает знакомые голоса.
6 месяц
     Ребёнок начинает делать первые попытки в произношении слогов. Этот период называется периодом лепета (лепетания). Лепет представляет собой сочетание звуков, таких как: «ма-ма-ма», «бе-бе», «гу-гу»,  «на-на-на», «да-да» и др.

Эти звуко­вые наборы пока не несут смысла. Малыш таким образом тренирует свой звуковой аппарат. Детское лепетание абсолютно непроизвольно и не стоит принимать это за первые слова.

7 месяц
     Ребенок отчётливо и с разной интонацией произносит слоги. В этом возрасте у него уже в запасе около 4 звуков. Появляется готовность к совместной музыкально-игровой деятельности.
8 месяц
     Ребёнок повторяет одинаковые звуки ба-ба, ма-ма, произносит гласные и согласные. Количество отчётливых артикулируемых слогов по­стоянно растёт.
9 месяц 
     Малыш начинает общаться при помощи жестов, игра «Ладушка», «Дай ручку». Может произносить последовательности из 4 слогов и имеет пассивный словарный запас.
10 месяц
     Ребёнок способен повторить за взрослым звуки и слоги. Хотя смысла в речи ещё нет, ребёнка увлекает ритм.
11 месяц
     В этом возрасте ребенку очень нравится общаться. Если вы поддержите «разговор», ребёнок восторженно заворкует и затараторит. Он уже понимает слово «нельзя», но не всегда на него реагирует. Понимает названия некоторых предметов.
1 год
     Ребёнок способен выполнять несложные поручения и действия, дополняемые жестами. В этом возрасте малыш чётко и ясно произносит своё первое слово.

Развитие речи в год

На первом году жизни у малыша развиваются голосовые реакции. В процессе лепета и гуления идет подражание и понимание слов взрослого, а также активное развитие артикуляционного аппарата. 

Первые слова, произнесенные ребенком, это названия наиболее интересных и важных для него объектов: 

  • близких людей (мама, папа, баба, деда, дядя, тетя); 

  • птиц и животных (мяу, киса, иго-го, ко-ко, кар-кар, ав-ав, мууу); 

  • действий, производимых ребенком или кем-то другим (тук-тук-тук, ам-ам-ам, топ-топ-топ), 

  • игрушек и вещей в доме (мишка, соска, телефон мяч) и т.д.

Частенько первые слова малышей трудно распознать. Дети говорят только первый или ударный слог слова, или звуковые комплексы, которые состоят из одного или двух, как правило одинаковых слогов (да-да, му-му, пи-пи,). В год у ребенка в запасе около десяти осмысленных слов, но он редко употребляет их по своей инициативе.

По материалам книги И.А. Ермакова "Поговори со мной, мама!"

  • Комментарии
  • Вконтакте
Загрузка комментариев...