Развитие ребенка в 1 год и восьмой скачок роста

4370
26 сентября 2018

Многие молодые родители хотят знать, что должен уметь ребенок в 1 год, что является нормой развития, а что нет. Но опытные педиатры склоняются к мнению, что нормы вообще нужно отменить. Существует лишь приблизительный перечень вещей, который должен уметь малыш в том или ином возрасте. И то, нужно каждый раз помнить, что детки уникальны и делать приблизительный подсчет- плюс, минус месяц. Речь, конечно, не идет о серьезных нарушениях в развитии, которые к одному году уже должны быть диагностированы.

Что должен уметь делать ребенок в 1 год 

Навыки крупной моторики

К тому времени, когда малышу исполнится один год, он должен уметь следующее:

  • Делать первые шаги. При этом ноги широко расставлены, шаги неуверенные, руки подняты для сохранения равновесия
  • Ходить самостоятельно или с поддержкой взрослого
  • Отлично стоять без опоры
  • Ползать вверх и вниз по лестнице
  • Приседать и подниматься с поддержкой
  • Ползать 
  • Уметь залезать на диван или кровать
  • Идти и нести в руках игрушку 
  • Идти и тянуть за собой игрушку на верёвочке

Познавательная деятельность, игра


В играх немного другие требования к годовалому ребенку. В этом возрасте многое зависит от развития мелкой моторики. Кто-то в 1 год умеет закручивать крышки на банках, а кто-то нет. В год ребенок может собирать пирамидку с помощью взрослого или хотя бы самые большие круги.

Ребенок в 1 год особенно любит играть с предметами быта. Мамы часто говорят, что любимая игрушка годовалого малыша – это кастрюля. Здесь нужно быть очень внимательными к тому, с чем ребенок играет. Он может проглотить мелкие детали, поэтому следить за ним, когда он разбирает домашние ящики, просто необходимо.

В ролевых играх годовалые дети могут уже проявлять подражание, то есть делать вид, что кормят игрушку, укладывают спать или расчесывают. Очень популярны в это время игрушки-каталки, малыши уже могут катить их перед собой, многие, таким образом, оттачивают навык хождения.

Начинает экспериментировать, используя метод проб, например, если кусочек пазла не подходит по форме в выемку, пробует положить его в другие выемки.

Появляются первые попытки «притворяться»: например, притворяется спящим, укрывшись одеялом и закрыв глаза.

Годовалый ребенок любит по много раз слушать одну и ту же сказку! С удовольствием рассматривает книжки с картинками и слушает простые истории.

Общение и социально-эмоциональное развитие

В эмоциональном плане годовалые дети уже многое умеют:

  • Они могут проявлять свои чувства, умеют целовать близких и обнимать их за шею. 
  • Узнают родных на фотографиях и радуются их приходу. 
  • При звучании любимой музыки они начинают танцевать, могут хлопать в ладоши, когда родители показывают, что это нужно сделать.
  • Улыбаются в ответ на улыбку взрослого.
  • Кивают в ответ.
  • Понимает как минимум 15 слов/жестов, - смотрит  или показывает  названного человека или объект. Может найти объект ответ на вопрос: «Где твои ботинки?»
  • Смеётся в предвкушении реакции или действия
  • Расстраивается, если ему мешают что-то сделать
  • Ждёт, пока собеседник закончит своё сообщение, с использованием слов и жестов,  и только затем отвечает ему

Речь импрессивная и экспрессивная

Существует много разных мнений. Кто-то считает, что год – это еще совсем мало для речи, но нормы все же есть. 

  • Ребенок к году должен уметь произносить от двух до десяти слов и пытаться отвечать на вопрос, типа: «Кто это, что это?»
  • Выражает словами или жестами просьбу (например, «пить!», «дать!»)
  • Вступает со взрослыми в короткие диалоги, связанные с конкретной ситуацией
  • Лепеча на своём языке, использует множество разных согласных. Произносит первые лепетные слова, например, «би-би».
  • Ребенок может и должен уже в этом возрасте понимать значение элементарных просьб: «принеси, подай, положи».
  • Указывает на объекты, до которых не может дотянуться, как бы прося, чтобы ему их дали или назвали.
  • Понимать слово, которое обозначает запрет или отрицание.
  • Годовалые дети прекрасно знают свое имя и реагируют на него.
  • Самостоятельно машет ручкой на прощание

Навыки самообслуживания

Что касается еды, то тут тоже есть некоторые требования. 

  • Малыш уже может откусить кусочек от печенья, сухаря или хлеба. 
  • Может пить сок через трубочку, самостоятельно держать поильник. 
  • К этому времени многие уже имеют потребность сами кушать ложкой, но в этом случае все зависит от мамы. Если мама позволит малышу тренироваться с ложкой, пачкая все вокруг, то в ближайшее время малыш научиться быть более аккуратным, но многие мамы предпочитают чистоту детской самостоятельности, поэтому в этом возрасте многие детки сами не кушают.
  • Многие дети проявляют попытки помочь маме надевать на него одежду, протягивают ручки или ножки.

С горшком в этом возрасте дело обстоит сложнее. Многие уже начинают проситься на горшок, но некоторые даже не помышляют об этом. Не стоит об этом беспокоиться, родители сами должны понять, что они хотят от малыша. Если нужно быстрее научить ребенка проситься на горшок, то можно воспользоваться методом высаживаний, а, если проблема не стоит так остро, то можно подождать, пока малыш подрастет, и появятся новые возможности для совершенствования.

55-я неделя: новые задачи - новый мир!

Первый день рождения - одно из самых важных событий не только в жизни ребенка, но и родителей. Ведь это определенная черта, первые шаги, в прямом смысле слова, во взрослый мир. Не так давно начавшаяся вертикальная жизнь, а вместе с ней и свобода передвижения, дают куда больше возможностей для новых открытий. Однако долгожданный праздник может быть омрачен капризами - ведь именно в это время, в районе 55 недели, малыш переживает новый скачок развития.

Он начинает понимать, что для того чтобы добиться определенного результата не всегда нужно выполнять одну и ту же последовательность действий - для этого существуют разные пути. Таким образом малыш открывает для себя понятие "задачи" и способы их выполнения. Вместе с этим он осознает, что такое съесть обед, собрать пирамиду, убрать игрушки, сходить в магазин - все что взрослому кажется обычными повседневными делами. Конечно, на первом этапе задачи, которые понимает и выполняет ребенок, несколько примитивны, однако постепенно их круг расширяется.

Ведь это взрослому не нужно объяснять, что понятие "пропылесосить" может включать в себя совершенно разную последовательность действий, которая зависит от комнаты, окружающей обстановки и даже просто настроения. Ребенок же вдруг осознает это впервые. Теперь, когда мама говорит "пойдем погуляем" малыш понимает, что для этого нужно одеться, обуться, сесть в коляску. Кроме того, теперь он не просто живет рядом с вами, но и начинает "помогать", в некоторых случаях мысленно, в некоторых - на деле.

Для родителей этот период - один из самых сложных. Ведь ребенок становится непредсказуемым - часто непонятно, чего же он хочет добиться теми или иным действиями. Кроме того, вчерашний малыш начинает требовать самостоятельности, проявляет желание одеваться, есть, пить без посторонней помощи. Да и игры его становятся куда более сложными. В среднем этот скачок длится 4-5 недель, однако, как и другие, может сократиться до 3, а может растянуться и на 6. По завершении этого периода вы непременно поймете, что маленький человек медленно, но верно начинает взрослеть.

Признаки скачка 55-недели

Как и во время любого другого скачка, ребенок становится более беспокойным и проблемным чем обычно. Конечно, признаки у каждого индивидуальны, но, тем не менее, чаще всего о том, что малыш стоит на пороге новых открытий, свидетельствует один или несколько из приведенных ниже факторов.

  1. Ребенок ни отходит от мамы. Некоторые дети цепляются за ноги, другие постоянно хотят быть на руках, а кому-то достаточно просто быть неподалеку и "дозаправляться мамой", периодически прикасаясь к ней. В любом случае, вы почувствуете, что малыш испытывает потребность в телесном контакте.

  2. Недоверие по отношению к окружающим. На этом этапе это уже не просто стеснение, а именно недоверие по отношения не только к посторонним людям, но и родственникам. Хотя, надо заметить, есть дети, которые во время скачка 55-й недели хотят проводить больше времени не с мамой, как это было всегда, а с папой.

  3. Потребность в тесном контакте. В этот непростой период малыш хочет одновременно сохранить свою самостоятельность и, в то же время, быть в тесном контакте с мамой. Поэтому, сидя на руках, он лишь ненадолго прижимается, и дальше отправляется заниматься своими делами.

  4. Желание развлечений. Если малыш вдруг перестает играть самостоятельно и хочет, чтобы его не переставая развлекали - один из признаков очередного скачка развития.

  5. Проявление ревности. Дети-собственники на этом этапе могут устраивать настоящие скандалы из-за того что мама отвлеклась на кого-то или даже что-то. Капризами они требуют, чтобы все время было посвящено только им.

  6. Резкие перемены настроения. Безудержное веселье, неожиданно сменяющееся грустью и даже тоской - еще один признак скачка 55-й недели.

  7. Проблемы со сном. У некоторых детей во время скачка 55-й недели меняется режим сна и бодрствования, другие становятся беспокойнее, ворочаются в кровати, третьи и вовсе отказываются укладываться днем, а может быть и вечером.

  8. Сложности с едой. Если малыш отказывается от некогда любимой еды, капризничает и проявляет недовольство - это один из первых признаков очередного скачка. Относиться к этому стоит с пониманием - ребенок вряд ли останется голодным, в таком возрасте он уже сам способен попросить поесть и попить, когда действительно захочет.

  9. Мечтательность. Если ребенок во время игры вдруг начинает смотреть в одну точку и словно задумывается о чем-то - не стоит его окликать и пытаться "вернуть к жизни". Это нормальное явление, он просто "берет паузу" для того чтобы осознать вновь открывающиеся явления.

  10. Еще один признак - малыш неожиданно может стать милым и покладистым. Он подходит к маме только для того чтобы ее обнять, поцеловать и вновь продолжает заниматься своими делами.

  11. Во время скачка 55-й недели малыш может выбрать для себя какой-нибудь мягкий и теплый предмет: игрушку, тапку, тряпочку, плед и не расставаться с ним практически никогда. Кроме того, он проявляет к нему теплые чувства: целует, обнимает и разговаривает.

  12. Непослушание и приступы ярости. Многие дети, переживая скачок 55-й недели, привлекают к себе внимание родителей непослушанием. Притом делают они это тогда, когда вы особенно заняты. У вспыльчивых малышей могут даже наступать приступы злости, когда что-то идет не по их плану и наперекор желаниям.

Игры во время скачка 55-й недели

  1. Если нравится тебе, то делай сам! В этом возрасте малышам особенно нравится, когда им поручают и доверяют взрослые дела. Главное, чтобы задача была посильной и не слишком сложной для выполнения.

  2. Помой посуду. Игры с водой в этом возрасте для малыша - самые любимые и привлекательные. Предложите ему помыть посуду. Однако прежде нужно создать безопасную среду: надежно поставить стул и проследить, чтобы он не был мокрым, подобрать небьющуюся посуду. Если в воду добавить немного пены, то ребенка это приведет в самый настоящий восторг.

  3. Искупай куклу/помой машину. Для этой игры достаточно налить в тазик или ванночку воды. Далее ребенок сам проявит инициативу и как следует "помоет" любимую игрушку.

  4. Помоги маме. После скачка 55-й недели у ребенка появляются любимые домашние дела. Позволяйте ему вместе с вами ездить за покупками, накрывать на стол, пылесосить. Со временем он сформирует свои предпочтения и сам определит для себя "круг обязанностей".

  5. Разбери продукты. Разбирать сумку с продуктами - одно из самых любимых занятий годовалого малыша. Вы можете давать ему задания: принеси то-то, поставь на полку и так далее, а можете просто пустить дело на самотек.

  6. Прятки. В этом возрасте прятки могут быть не такими простыми, как раньше. Главное чтобы задачи были посильными. Кроме того, можно предложить малышу искать источник звука - это наверняка привлечет его внимание.

Воспитание ребенка – это не способ подогнать его под стандарт возрастных изменений. Помните, что дети отлично развиваются естественным путем. Если они чего-то не хотят или что-то не получается, то лучше отложить обучение на некоторое время. Например, малышу исполнился год, но он не умеет собирать пирамидку, это не повод для паники. Он может начать интересоваться этим занятием уже через пару дней. В общем и целом, нужно понимать, что самое главное – это не то, во сколько ребенок начал делать что-то, а то, как он начал и как радовались этому его родители. Детство детей – это очень короткая пора, хотя, кажется, что подгузники и горшки будут вечны, наслаждайтесь каждым мгновением и радуйтесь маленьким победам вашего малыша! 

 По книге Хетти Вандерейт и Франс Плой "Капризничает? Значит, развивается!"

  • Комментарии
  • Вконтакте
Загрузка комментариев...