Методика монтессори для детей 1-3 в домашних условиях

5834
29 сентября 2016

Монтессори методика раннего развития. Основные принципы методики. Тематическое разделение класса по зонам. Какие материалы необходимы для занятий. Монтессори для детей от 1 до 3 лет в домашних условиях.

Система воспитания Монтессори, основанная в начале 20 века итальянским врачом и педагогом Марией Монтессори, является на сегодняшний день одной из популярнейших теорий развития ребенка. Монтессори педагогика, базирующаяся на принципах индивидуального подхода к ребенку, максимальной свободы и невмешательства в деятельность маленького человека, ставит своей целью полное раскрытие потенциала, заложенного в каждом индивидууме. 

Основные принципы системы Монтессори

Основой системы Монтессори является правильно организованное пространство вокруг ребенка, позволяющее ему действовать самостоятельно, находить себе интересные занятия независимо от взрослого и постепенно развиваться. Все оборудование в Монтессори классе соответствует размерам ребенка и изготовлено из легких материалов, чтобы малыш мог передвигать мебель и выбирать удобное ему место для занятий. Передвижение мебели и умение обращаться с хрупкими предметами, которые также присутствуют в классе, развивает моторику и координацию движений.

Обучающая среда Монтессори состоит не только из правильно организованного пространства, но и из специально подобранных обучающих материалов, которые расположены на уровне зрения малыша и одним своим видом призывают ребенка к действию. Материалы отобраны по принципу максимальной привлекательности и, одновременно, пользы для развития логики, мелкой моторики и пространственного мышления. Ребенок выбирает себе материал для работы и, сам того не замечая, обучается в игровой форме, ставит себе цель и достигает её методом проб и ошибок. Материалы представлены в единственном экземпляре, с целью научить детей взаимодействовать друг с другом и приходить к компромиссу.

Важная особенность системы Монтессори - это разный возраст детей в группе, например, совместные группы детей от 3 до 6 лет. Эта особенность связана с тем, что дети гораздо быстрее обучаются на примере других, более старших детей, нежели взрослых. Другой важный принцип педагогики Монтессори - отсутствие поощрений и наказаний, основной наградой и побудителем к получению новых знаний является сам процесс познания и совершенные в процессе открытия.

Роль взрослого в системе Монтессори

С самого рождения происходит абсолютно естественный процесс отделения ребенка от родителя, в Монтессори педагогике очень важна роль взрослого (родителя или воспитателя) и его правильного поведения, позволяющего малышу постепенно полностью избавиться от родительской опеки и действовать самостоятельно. На пути детского познания взрослый становится не столько учителем, сколько помощником и наблюдателем. Роль воспитателя состоит в том, чтобы подготовить и сформировать правильную среду, основанную на индивидуальных особенностях и интересах ребенка, позволяющую ему развиваться и сосредотачиваться на интересующих его видах деятельности. В конечном итоге, малыш всегда сам решает, чем ему интересно заниматься именно сейчас, а Монтессори педагог может лишь помочь ему выбрать материал или показать, как с ним работать, если малыш в замешательстве и просит о помощи. Основная задача преподавателя - не мешать малышу и не прерывать его процесс познания.

Еще одна из функций взрослого в системе Монтессори - это поддержание порядка в мире, окружающем ребенка. Изначально именно взрослый расставляет учебные материалы по своим местам, постепенно малыш научится делать это сам, родители же следят за исполнением распорядка дня. Именно порядок позволяет ребенку разобраться во всем многообразии устройства мира и обрести, таким образом, порядок внутри себя. Взрослый же отвечает за нейтрализацию и направление в конструктивное русло действий тех детей, поведение которых мешает развитию и процессу познания остальных малышей.

Тематическое разделение Монтессори класса и материалы

Отказавшись от традиционной системы классов с партами и кафедрой для учителя, Монтессори предложила разделить учебное помещение на тематические зоны, наполненные дидактическими материалами, взаимодействовать с которыми дети могут самостоятельно в своем индивидуальном ритме. Такое разделение классов помогает им быстрее ориентироваться в пространстве, легче обобщать получаемую информацию и поддерживать порядок.

Принято выделять 5 тематических зон, на самом же деле их количество может быть неограниченно и зависит лишь от фантазии преподавателя. 

Первая из них - это зона практической жизни, где ребенок совершенствует навыки самообслуживания и заботы об окружающем мире. Здесь малыши учатся пользоваться столовыми приборами, щипцами, ножницами, пересыпать крупы, переливать воду, чистить зубы, расчёсываться, завязывать шнурки, застёгивать пуговицы и другие замочки на одежде, ухаживать за растениями, поддерживать чистоту с помощью щетки и совочка. Дети постоянно упражняются со специально приготовленными материалами: кувшинчиками, ложками, губками, тем самым не только совершенствуя мелкую моторику и навыки самообслуживания, но и получая огромное удовольствие от взаимодействия с запрещенными дома, "взрослыми" предметами.

Зона развития сенсорики посвящена совершенствованию органов чувств, ведь именно с их помощью происходит процесс познания у детей. Здесь собраны монтессори материалы для развития зрения, слуха (шумовые цилиндры, колокольчики), осязания (материалы с различными поверхностями и текстурами), обоняния (баночки с запахами), понятия веса и геометрических фигур и другие. Малыши не только развивают конкретные органы чувств, но и одновременно осваивают понятия величины, формы, цвета, длины, различают шершавые и гладкие поверхности, громкие и тихие звуки, учатся сравнивать и обобщать. В этой же зоне представлены различные материалы для творчества: краски, кисти, пластилин, воск, цветная бумага и клей, мелки и т.д.

Зона космического воспитания предоставляет материалы для формирования у детей понимания времени, пространства и окружающего мира. Дети знакомятся с природой, животными и растениями, узнают про времена года, профессии, части тела, географические понятия, учатся обобщать и классифицировать, например, что такое овощи и фрукты, насекомые и птицы и т.д. Важна и зона языка, где малыши могут изучать алфавит и слоги, учиться читать и писать. 

Выделяют также специальную зону для двигательной активности, оснащенную спортивным комплексом с лесенками, кольцами, качелями, турниками, где малыши могут лазить, прыгать, висеть, качаться, развивать равновесие.

Система Монтессори получила признание по всему миру благодаря своей простоте и универсальности, ведь для следования ей совсем не обязательно идти в специальную школу, тематические зоны можно организовать и дома, а материалы сделать своими руками. Главное, помнить, что ребенок - это первооткрыватель, способный на многое, если превратить его развитие в увлекательный процесс.

Система Монтессори в домашних условиях

Данную систему не сложно реализовать в домашних условиях. Основная задача родителей - создать безопасное пространство для ребенка, разделить на тематические зоны. Хочу показать вам нашу игровую комнату. Зону практической жизни я не стала выносить в игровую, Максим знает где находятся тряпки, совок и щетка, при необходимости идет в ванную комнату и берет все необходимое. Точно так же и с кухней, иногда помогает мыть посуду, готовить и т. д. Я контролирую все эти процессы, и не запрещаю ему получать навыки бытовой жизни на реальных предметах. А это наша игровая и спальня.

 

На нижних полках шкафа книги по возрасту Максима, на верхних - на вырост и мои. Нижние полочки - это гараж, машины мы очень любим. Также есть полочка с логическими игрушками, музыкальными инструментами и полка с животными, продуктами и кассой (здесь масса ролевых игр "магазин", "покорми зверей", "кто что ест", "чаепитие" и т. д.). 


Спортивная зона с комплексом.



Творческая зона. На столике всегда лежат листочки, стоят фломастеры, карандаши и мелки, рядом кинетический песок и формочки. Максим часто подходит и самостоятельно садится рисовать или лепить.




  • Комментарии
  • Вконтакте
Загрузка комментариев...