Правила развития мозга ребенка

2734
20 сентября 2017

С самого рождения Максима меня интересовал вопрос кто же такой ребенок? Чистый лист, на котором можно написать все, что угодно и вложить любые знания или уже сформированный человек со своим характером и судьбой.

На самом деле все сложнее, ребенок рождается с огромными ресурсами и возможностями, но и определенные ограничения присутствуют. Генетические предрасположенности, окружающая среда, по-разному смонтированный мозг и еще миллион факторов делают каждого из нас уникальным.

Самое интересное, что дети появляются на свет прежде, чем их мозг разовьется полностью. Как результат - необходимость родительского воспитания и именно в этой гибкой настройке и помощи в прохождении всех этапов взросления (развития) я вижу свою роль.

Но родители должны знать правила развития мозга. 

Вот некоторые из них: 

  • Мозг в большей степени озабочен выживанием, чем обучением. Человек не способен обучаться и развиваться в стрессовой ситуации. Контролируйте ваше эмоционально-психологическое состояние и атмосферу, окружающую ребенка. 
  • Враждебность между родителями может нанести вред развивающемуся мозгу и нервной системе! 
  • Интеллект - это нечто большее, чем показатель IQ
  • Экран не заменит человеческого лица. Младенцам необходимо личное общение, они учатся считывать по лицам, мимике невербальные сигналы. Чтение эмоциональной информации по лицу - самый быстрый способ знать заранее как будут развиваться внутренние психологические процессы собеседника, научившись этому мы можем точнее предсказывать поведение окружающих нас людей.

Вот некоторые качества, которые следует учесть при осмыслении интеллектуальных одаренностей вашего ребенка:

  • Любознательность
  • Самоконтроль
  • Творчество
  • Вербальные (речевые) навыки
  • Чтение невербальных сигналов

Исходя из этого я не понимаю зачем в развивающих клубах детей, начиная с 1 года учат буквам и цифрам, многие мамы гордятся, что в два года их ребенок считает до 10 и знает алфавит. Субъективные оценки в школе за предметы, которые сейчас уже никто не помнит. Стоит задуматься, на чем мы, как родители, акцентируем свое внимание...

Творчество

Творчество это не художественная школа и не игра на скрипке - это образ мышления, способ выстраивания в голове взаимосвязей между объектами и многое другое. Не лишайте детей возможности в будущем быть новаторами, уверенными в себе, успешными предпринимателями, смелыми творческими личностями.

Исследователи уверены, что творчество отличает всего несколько компонентов:

  • способность воспринимать новые связи между привычными вещами
  • порождение в своем воображении несуществующих идей или предметов
  • творческий процесс требует мужества, дерзости и смелости, так как результат творения у разных людей вызывает разные эмоции, позитивные и негативные.
  • в процессе творчества задействуются системы автобиографической и эпизодической памяти (мы воспроизводим наш опыт обращаясь к нему во времени и пространстве )
Не зависимо от пола творческий предприниматель отличается от административного наивысшей степенью принятия риска и умением справляться с неопределенностью. 

Можно ли предсказать творческие способности у детей? Существует тест Торренса на творческое мышление, ребенку показывают картинку игрушечного кролика и просят улучшить его за 3 минуты, чтобы с ним было веселее играть.

С Максимом мы начали очень рано исследовать краски (гуашь, акварель, пастель), их текстуру, цвет. Вазякали по листку, когда лист заканчивался по себе, по ванной, я очень редко вмешивалась в этот процесс, только когда к концу подходило дозволенное пространство. К двум годам желание рисовать все больше и все шире. Сегодня он меня поразил. Мы достали коробку и нашли старые краски на даче. В детстве часто пели песенку облака-белогривые лошадки, он берет голубую краску смотрит на облака, начинает рисовать и говорит, мама цок-цок.

Любознательность

Прочитала забавный случай, как во время крещения 9 месячного ребенка в Пресвитерианской церкви сначала тихо сидел на руках у своего отца, ожидая своей очереди. Когда родители повернулись лицом к пастору, ребенок узрел у него в руках микрофон и высунув язык попытался отобрать его и лизнуть. Малыш предположил, что это рожок мороженного и нужно срочно проверить эту теорию.

Пастор быстро убрал микрофон, но затем осознал свою ошибку, так как юный исследователь, лишенный возможности получить необходимые данные, страшнее фурии в аду.

Тысячи экспериментов подтверждают, что дети изучают окружающую их среду, выдвигая гипотезы с последовательной самокоррекцией.

Этому стилю свойственны природная агрессия, удивительная гибкость и раздражающая настойчивость. Дети используют подвижный интеллект для получения информации, затем кристаллизуют его в памяти.

ДНК новатора состоит из:

  • способности к творческим ассоциациям
  • раздражающей привычки спрашивать "а что если"...
  • неиссякаемого желания мастерить и эксперементировать
Дети к 6,5 годам перестают задавать вопросы, поскольку быстро устают от ответов типа "потому что", усваивают, что учителя больше ценят правильные ответы, чем провокационные вопросы.

Но в наших, родительских силах, поощрять естественное желание ребенка к исследованию нового и оберегать лишь от жизненно опасных моментов.

Дети-ученые, их лаборатория - весь мир.

Самоконтроль

Дошкольник сидит перед двумя свежеиспеченными печеньями с шоколадом в лаборатории Уолтера Мичела в Стенфорде.
- Если хочешь, ты можешь съесть только одно из них прямо сейчас. Но если ты подождешь, ты сможешь съесть оба. Мне нужно отойти на пять минут. Если я вернусь и ты ничего не съешь, я позволю съесть тебе оба.

Дети ерзают на стуле, поворачиваются спиной к печенью, сидят на своих руках, закрывают глаза - они пытаются получить два печенья, но попытка трудна.

  • 72% детей детсадовского возраста сдаются и хватают печенья
  • 49% учеников четвертого класса поддаются соблазну
  • и всего 38% учеников шестого класса
Исполнительные функции отвечают за планирование, предвидение, решение проблем и постановку целей. Именно они в действительности служат более точным фактором прогноза академической успеваемости нежели IQ.

Исполнительные функции опираются на способность ребенка отфильтровать отвлекающие мысли, что имеет критическое значение в нашем перенасыщенном внешними раздражителями мире.


Невербальные коммуникации

Я все никак не могла понять как Макс меня "сканирует" и наконец нашла ответ...

Хотя идею языка тела окружает множество мифов, его изучение привело к настоящим открытиям, некоторые из которых имеют отношение и к воспитанию детей. Интереснее всего как язык тела и жесты соотносятся с человеческой речью.

Жестикуляция и речь используют одни и те же нейронные цепи. Так люди, которые не могли двигать конечностями после повреждения мозга, быстро теряли речевые навыки.

Младенцы не способны овладеть сложной лексикой, пока не улучшится тонкая моторика их рук.

"Жестикуляция - это окно в процесс мышления." 

В одном из исследований ученикам преподавали 9 месяцев язык жестов, их показатели устойчивости внимания, памяти, визуального различения и пространственная ориентация улучшились на 50% в сравнении с группой, которая не изучала язык жестов. Что касается младенцев, им необходимо личное общение.
Малыши любят смотреть на лица, любимое конечно мамино. Что они ищут на вашем лице? Эмоции, чувства, переживания.

Невербальные сигналы человека могут подтвердить его вербальные сообщения, вызвать сомнения или даже противоречия им. От этого зависят наши отношения, поэтому люди читают лица рефлекторно.

Как развивать этот навык? Много общаться и не обманывать маленьких детей, у них возникает полный диссонанс с тем, что они считали с вас и то, что вы говорите, особенно относительно ваших чувств и эмоций. Причем некоторые дети рождаются с большими способностями чтения по лицу, другие - с меньшими.

Существует даже система кодирования лицевых движений, включающая более 10000 комбинаций выражений лица.

Лично у меня дух захватывает, а вы знали:

  • что люди по всему миру выражают фундаментальные эмоции, используя одинаковые мышщы лица?
  • мышцы, окружающие наши глаза не управляются нашим сознанием?
Для нас, как для родителей важно лишь обеспечить разнообразное общение с собой и с другими людьми, не просиживая все дни за телевизором и планшетом. Не скрывать от ребенка свои чувства, а объяснять их, почему мама рассердилась, почему устала, почему грустная и когда снова будет довольной и веселой.

Вербальные (речевые) навыки

Существует множество теорий о том, как мы обретаем речь. Знаменитый лингвист Ноам Хомски убежден, что мы рождаемся с заранее загруженным программным обеспечением для речи.

Говорите со своим ребенком как можно больше - это один из самых очевидных результатов многочисленных исследований, посвященных развитию детей.

Количество и разнообразие слов имеют значение. Золотой стандарт 2100 слов в час. Разнообразие произносимых слов практически так же важно, как количество произносимых слов. Вы можете усилить языковые навыки следующими итерациями: посмотреть на младенца, подражать его смеху, звукам и выражению лица, поощрять его попытки говорить своим повышенным вниманием. Дети, чьи родители говорили с ними в позитивной манере, богатым языком и регулярно,знали в два раза больше слов, чем дети,с которыми разговаривали только при необходимости!

Беседа повышает IQ. В этой статье все подробно описано Как научить ребенка говорить: практика с примерами и теория.

Статья подготовлена по книге Джона Медина "Правила развития мозга вашего ребенка".


  • Комментарии
  • Вконтакте
Загрузка комментариев...