Сюжетно-ролевая и самопроизвольная игра

2679
25 сентября 2017

Лично в моем детстве песок играл роль теста, муки, пирожков, котлеток, пирожных и много еще чего в магазине на улице, листья- деньги, картонка – прилавок и т. д. У родителей в те времена не было денег на кукольный домик и мебель, но у меня была табуретка и большой кусок фанеры и это был шикарный двухэтажный особняк, 90% объектов я могла дофантазировать. Сегодня мы берем с сыном коробку и воображаем летающий корабль, ракету, самолет можем его разрисовать, а можем и оставить совершенно безликим.  

Не ограниченная заранее установленными правилами игра в буквальном смысле удобряет мозг ребенка.

Многие родители настолько одержимы будущим своих маленьких детей, что превращают каждый шаг на этом пути в этап разработки конечного продукта, не принимая ничего спонтанного. Я обожаю наблюдать как дети берут новую игрушку или развивашку и играют ей так, как никто и никогда этого еще не делал.

Количество свободного времени, которое родители предоставляют своим детям снижается с каждым годом. Игрушки четко детализированы и их невообразимое количество на любую тему, что исключает любую неограниченность.

Я обожаю «самопроизвольные игры» и направляю своего ребенка в эту сторону. А сегодня я знаю, что эта самая «неограниченная» родительскими представлениями и ожиданиями деятельность важна для роста нейронов ребенка так же, как протеин. Картонка от карточек куда более полезна для 2-х летнего малыша чем сами карточки.

Исследования показывают, что дети, которым предоставляли возможность играть в «самопроизвольные игры» обладают следующими чертами:

  • Творческое мышление. Дети в контрольной группе придумывали в три раза больше нестандартных, творческих способов использования конкретных объектов.
  • Более развитые языковые навыки. Они обладали большим словарным запасом и разнообразием слов.
  • Способность лучше решать проблемы. Подвижный интеллект.
  • Менее подвержены стрессу. Уровень тревожности у детей в контрольной группе в два раза меньше остальных (в основном за счет способности лучше решать проблемы).
  • Отличная память. Игровые ситуации улучшают показатели памяти.
  • Более развиты навыки общения. 

Но! Не любой тип спонтанной игры принесет вам экстраординарные открытия. Это не игра в стиле «делай все, что хочешь». Дети любознательны и изобретательны, но при этом очень неопытны.

Полноценная сюжетно-ролевая игра

Психолог Лев Выгодский предсказал, что способность детей до 5 лет задействовать воображаемую активность будет самым лучшим показателем будущей академической успеваемости в сравнении с любым другим видом деятельности, включая значения счета и речи.

Причиной этого является способность ребенка регулировать свое социальное поведение.

Дети, разыгрывающие воображаемые сцены, контролируют свои побуждения гораздо лучше, чем в неигровых ситуациях.

Главные составляющие это: планируемая игра, прямые инструкции по использованию роли и тип среды, где выполняются эти инструкции.

План игры

Прежде чем начать необходимо составить план игры, в котором будет описано какая деятельность ожидается в этот день. «Я собираюсь построить дом и быть главным строителем», «Я врач и ко мне приходят больные зверушки на прием» и т. д.

Практика притворства

Дети вступают в игру. Перед этим получают прямые, но не ограничивающие их инструкции о механизмах притворства. Давай как будто у меня заплакал малыш, а у тебя? Что будем делать? (игра в дочки-матери). Мишка пришел к врачу, потому что у него болит лапка, как будем лечить? Затем позволяем детям дать волю своему воображению. После игры с детьми можно обсуждатьновые навыки, знания и проблемы, которые возникли во время игры.

Одна большая игровая комната

Идеальное место - это просторная комната, где в свободном доступе у ребенка есть элементы конструктора, коробки, место для рукоделия, блоки для строительства, одежда для переодевания и т.д. В идеале много времени и пространства для взаимодействия с другими детьми. Комбинации игр в этом случае будут бесконечными. Эта теория больше подходит для садика.

В какие сюжетно-ролевые игры можно играть дома с ребенком

  1. Игра лечебно-терапевтическая. За основу берется проблема, с которой ребенок недавно столкнулся. Например, ребенок испугался жука. Предлагаем представить, что тот самый жук попал в беду и ему срочно нужна помощь, а малыш со своими игрушками его спасает. Сложно бояться того, кого спас. 

  2. Игра обучающая. Например, можно ненавязчиво разыграть сценку как мишка идет самостоятельно на горшок, кушает сам, одевается, чистит зубки и т. д. 

  3. Игра адаптационно-подготовительная. Ребенку предстоит пережить в ближайшем будущем волнующее событие: перелет на самолете, садик, школа, врач. Подготовьте его психологически, рассказывая в мельчайших подробностях что с ним будет происходить, для чего это нужно. Обыграйте несколько сценок и обсудите их. 

  4. Игра жизненная. Обыгрываем обычные бытовые события из жизни ребенка с игрушками: покушали, погуляли, легли спать, поиграли. Ездили в деревню? Сделайте с ребенком тематическую коробку с животными и поиграйте в жизнь фермеров.

  5. Игра сказочная. Обыгрываем любимые сказки, мультики и стихи.

  6. Игра в профессии. Врач, продавец, учитель в школе, воспитатель в саду, механик, садовник, фотомодель и т. д.

  7. Географическая игра. Здесь маме нужно подготовиться,собрать информацию и материалы. На карте или глобусе можно выбирать место куда отправитесь с юным путешественником.


С использованием материалов книги Джона Медина "Правила развития мозга вашего ребенка".
  • Комментарии
  • Вконтакте
Загрузка комментариев...